cs сервер
Все направления фолка и фэнтези
Меню

Сетуньский Урожай — репортаж Натальи Санталовой с фестиваля Урожай

Репортаж с фестиваля «Урожай» (Крепость «Сетунь», г.Москва, 06.09.2008г.)

В первые выходные осени Москва отпраздновала день города. А фонд «Вереск» в пятый раз порадовал нас фолк-фестивалем «Урожай», который давно стал для многих неотъемлемой частью дня рождения любимой столицы.

В этом году «Урожай» несколько отступил от традиционной схемы, и это даже пошло ему на пользу. Из парка «Коломенское», где он обычно проходил, фестиваль «переехал» в крепость «Сетунь», которая стоит на берегу одноименной реки на Воробьевых горах. Вместо ограниченного красной ленточкой клочка земли в парке посетители Сетуни получили в распоряжение: просторную территорию, интересный вид на замок, сидячие трибуны, мягкую зеленую травку сбоку от сцены, удобный танцпол, живописные задворки с видом на речку, а также крыши и балконы, на которых можно было сидеть и стоять. Несколько лотков с фенечками и дисками, крытая палатка с едой и пивом дополняли музыкальную программу фестиваля. Многие пришедшие пытались выделиться из общей массы оригинальными нарядами.

 

ервыми начали играть молодые ребята «Melomel», которые позиционируют себя как исполнителей аутентичной фолк-музыки Франции и других европейских стран. В их творческом арсенале присутствуют бурэ и польки, под которые можно танцевать. Танцующих, правда было очень мало, впрочем, слушающих тоже, т.к. время было раннее, и народ только начинал подтягиваться.

Стоящая напротив замка сцена оказалась «большой», «маленькую» еще не открыли. Пока мы ходили в поисках последней и осматривали окрестности, «Melomel» сменили «Корни Озер». Небольшой сет коллектива состоял из старой программы и хорошо известных поклонникам песен: Крутобокий курган, Бабочка и др. В пивной палатке тем временем лидер ростовской группы «Foggy Dew» Александр Джалашов развлекал отдыхающих за столиками песнями под гитару.

 

Вышедший на сцену ведущий объявил гостя из Шотландии Tommy Beavitt. Томми родился в Австралии в семье британских подданных. В детстве объездил с семьей Россию, Азию и Европу. Видимо, в этот ранний период своей жизни он впервые проникся чужой культурой. В сознательном возрасте Beavitt вновь отправляется в путешествия, во время которых собирает культурный материал и позже использует его в своем творчестве. «Меня зовут Томми, я очень люблю бардовскую песню, мне интересны фигуры бардов, особенно Высоцкого», — произнес шотландец на почти чистом русском, чем сразу завоевал уважение слушателей. Стоя на сцене в зеленом клетчатом костюме с гитарой он пел Высоцкого по-английски, Высоцкого по-русски («Охота на волков»), а также авторский фолк-рок в духе Боба Дилана. Была спета танцевальная фольклорная песня на французском языке. Европейскому гостю подыгрывали гитарист и барабанщик. На фоне предыдущих групп музыканты играли профессиональнее. Компания молодежи, обнявшись, раскачивалась перед сценой. Кто-то раздобыл шотландский флаг.

 

руппа «Later» с того момента, когда я слышала их в последний раз, заметно выросла в музыкальном плане. Хотя некоторые шероховатости звучания все еще ощутимы, но спишем это на проблемы со звуком, которые имелись в течение выхода всех команд в этот день. Однако вокал и английское произношение еще оставляют желать лучшего. Порадовали баянист и флейтист в оранжевых рабочих комбинезонах, которые яркими пятнами выделялись на сцене. Веселая ирландская музыка нон-стоп и пляски до упада были главными составляющими выступления коллектива на «Урожае». Даже похоронные песни у них такие, под которые вполне можно танцевать.

Школа танцев Shady Glen давно сотрудничает с фондом «Вереск», не раз участвовала в проводимых им фестивалях. И в этот раз не обошлось без них. На деревянном выступе перед замком в двух метрах над землей они устроили свое короткое представление сразу после ухода «Later».

 

«Сильфы» долго настраивались и все никак не начинали играть. Инна Клубочкина появилась на сцене в черном джинсовом костюме, чем заметно проиграла по антуражу «своей товарке по цеху» Наталье Филатовой, стоявшей в бело-голубом воздушном платье. К сожалению, ни сильный и мощный вокал Клубочкиной, ни академическое музыкальное образование участников коллектива, которым могут похвастать только единицы на нашей фолк-сцене, не спасли проект от застоя. Все те же песни, что и три года назад, однообразные аранжировки, невнятные подергивания перед микрофоном нагоняли тоску. Но, похоже, преданных поклонников группы это не смущало, и они продолжали скандировать в перерывах: «Сильфы! Сильфы!» То, что выступление коллектива закончится избитой «Сэр Джон Бэксфорд», даже не оставляло сомнений.

 

Параллельно, на маленькой сцене, ведущий в красном костюме то ли клоуна, то ли скомороха или даже стрельца устраивал конкурсы. Маленькая сцена представляла собой небольшой асфальтированный участок с двумя звуковыми динамиками по бокам. Рядом бродили музыканты.

И вот уже подоспели ирландские танцы от студии «Ars Longa».

«Начало века» на «Урожае» играли впервые. И первое, что резануло мой слух, – это слабый голос вокалистки Алены Сергиевской и ее периодическое непопадание в ноты. Мелодичный рок с псевдонародными вкраплениями показался мне весьма скучным. На исполненной когда-то дуэтом с Хелависой песни «Тебя ждала я» девушка напрягла на максимум все свои вокальные данные, но, тем не менее, без второго голоса лидера группы «Мельница» песня потеряла свое первоначальное очарование.

С альтернативной малой сцены долетали звуки волынок. Там играл оркестр «Os Camrades». Сразу замечу, что ныне в нем присутствуют не только волынки, но и барабаны.

 

Коллектив «Drolls» (г. Петрозаводск) – одни из немногих музыкантов в нашей стране, кто играет фолк на высоком уровне. Прибавьте к этому невероятную харизму всех участников и их артистичность. Средневековые мелодии от петрозаводских скоморохов быстро завели современную молодежь, подвигнув их на хороводы и танцы. Особенно радостно были восприняты хиты «In taberna» и «We are living in America». Последний хит подпевали хором почти все присутствующие. Рядом с трибунами шла фотосессия с мечами.

 

Елена Ханпира («Миришь»): «Заказы специально оплачиваются!». В трогательном розовом сарафане на фоне замка она напоминала «прекрасную даму» из рыцарских романов, а эмоциональная мимика и выразительные движения солистки «Тол Мириам» тут же привлекли внимание фотографов. Поклонники же требовали «фолковые ноги». «Ноги, сейчас будут, но ваши», — сказала Лена и спела «Девушку не по зубам» сольно и «Синди» вместе с Павлом Румянцевым (Slayer). В числе танцующих персоналий был замечен шотландский гость Tommy Beavitt. На «Урожае» группа выступила с новым ударником. Ударник предпочитал играть больше на железе, чем на барабанах, а его игра показалась мне мягче, чем у его предшественника. Под конец был передан «привет братским народам, угнетенным на американских плантациях» в виде блюзовой вещи «Барон Суббота». Периодические проблемы со звуком, который звукооператору с трудом удавалось настраивать на уровне, раздражали, а Ханпире приходилось усиливать голос, т.к. микрофон начинал глохнуть.

 

«Тролль гнет ель (ТГЕ)» (г. Санкт-Петербург) начали с «Порнопольки», «специально для выпивающих», по выражению Кости Тролля. Сразу появились сотрудники милиции, важно расхаживающие по территории и не замеченные ранее. Толпы беснующихся фанатов окружили сцену. «Пивной фолк» накрыл Сетунь с головой, и стало понятно, кто стал хедлайнером фестиваля. Разочаровал вокал Джетры, который сильно сдал и был до ужаса хриплым, чего раньше не замечалось. На задворках у реки, игнорируя выступление питерцев, кто-то сейшенил на гитаре

 

Казалось, что после Троллей начнется фаер-шоу, выйдет последняя группа и на этом все закончится. Но нет. Группа из Казани «Медвежий угол» заполнила окрестность горловым пением. Далее последовала музыка в духе «Калинова моста», и короткое выступление закончила более жесткая, по сравнению с другими песнями, плясовая «Барыня», в которой особенно ярко выделялся аккордеон.

Пока на участке между сценой и трибунами освобождали место для огненного представления, на сцену вышел саксофонист и колоритный африканец. Саксофонист разбавлял игру на саксофоне звуками варгана, а темнокожий мужчина читал речитатив. Внизу шоу-барабанщиков «Маракату» отбивали дробь. Произведя фурор, шоу проследовало на малую сцену, заманив за собой некоторую часть аудитории. В свете оранжево-красных софитов они устроили такое зажигательное танцевальное представление, что возвращаться обратно к большой сцене очень не хотелось.

 

А там уже играла средневековая музыка от одетых в маски и костюмы «Avis Dei», и среди стоящих огненных сосудов ходил человек на ходулях. Фаер-шоу началось.

Но и это был не конец. Шоу находилось в самом разгаре, когда на сцену под занавес фестиваля вышла «Полынья», она и закрыла пятый ежегодный фестиваль «Урожай». Причем сделала это по времени позднее, чем обычно заканчивался осенний фест. Это было еще одно преимущество «Сетуни» по сравнению с парком Коломенское, чья администрация строго выгоняла всех в десять часов вечера, испортив удовольствие и слушателям и артистам, недоработавшим свою программу. «Полынья» отыграла в этот раз без Ольги Безлюдовой.

Очередной «Урожай» впитав в себя традиции предыдущих четырех мероприятий и добавив новых красок, закончился. Будем ждать следующей осени.

Автор выражает благодарность Ивану Донцову за предоставленную аккредитацию.

Репортаж Натальи ‘Хильды’ Санталовой, специально для ShadeLynx
Фотографии: Ольга Тимохова и Наталья Санталова

взято с http://shadelynx.ru/content/view/1683/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное меню
Социальные сети
Опрос
Поддержите проект